ООО «ОКБ Спецтяжпроект» совместно с кафедрой «Подъёмно-транспортные системы МГТУ им. Н.Э. Баумана проводят уникальные работы по передвижке ценных градоформирующих объектов XIX века.
24 апреля стартовал заключительный этап проекта – передвижка водонапорной башни весом 1700 тонн, высотой с шестиэтажный дом (около 20 метров) на финальное место в строящемся креативно-деловом кластере «Густав».
На территории бывшего компрессорного завода «Борец» расположено несколько исторических зданий, которые девелопер ПИК планирует сохранить и вписать в окружающую застройку. ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» и РК-4 уже передвинули 25 секций «Модельной мастерской» весом от 38 до 100 тонн, 6 секций «Механосборочного цеха» весом от 130 до 450 тонн. Фасады цеха и мастерской находятся в проектной точке, где застройщик позже соберёт их в контур здания.
Мы сейчас находимся на пороге исторического события! Почти 100 лет в Москве не двигались здания. Наконец, пришло время! Возникла необходимость передвинуть постройку 19 века, чтобы она ещё ни одну сотню лет прослужила людям, – отметил Тропин Сергей Львович, заведующий кафедрой РК-4 «Подъёмно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Ранее передвижкой подобных объектов активно занимались еще в Советском Союзе. При огромном стечении публики и журналистов в 1939 году здание Моссовета на Тверской за 41 минуту преодолело расстояние в 13,6 метров.
Ввиду внушительных размеров, веса и хрупкости ценного градоформирующего объекта для работы нельзя было использовать стандартный кран. Водонапорная башня требовала горизонтального перемещения путём перекатки на роликах по направляющим балкам. Тяговое усилие создаётся гидравлическими прядевыми домкратами, каждый из которых имеет грузоподъёмность 200 тонн. Это трудоёмкий процесс – не терпящий спешки. «Груз» прошёл лишь 17,8 % пути. Рассмотреть данное явление практически невозможно, зато итоговый результат «на лицо» – башня передвинута на 10 метров! В конечном итоге водонапорная башня Густава преодолеет 56 метров, совершив за свой путь два поворота на 14 и 24 градуса на специальных поворотных платформах. Одна из самых ответственных операций – опускание на бетонное основание синхронной работой около 3 десятков гидравлических домкратов.
Мы наблюдали классическую инженерную работу, которая порой занимает месяцы и даже годы. Огромное количество времени уходит на подготовку проекта, его разработку и особенно его реализацию. Сегодня студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана находятся на строительной площадке и с интересом наблюдают за ходом событий. Для них нахождение в таком месте, несомненно, очень полезно. Именно здесь они смогли впитать дух своей будущей специальности, – поделился Александр Николаевич Назаров, доцент кафедры РК-4 «Подъёмно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Проект отличается своей уникальностью: сочетает в себе передовые технологии с бережным сохранением исторического наследия, что крайне редко встречается в современной практике. Общий вес всех конструкций составил 5000 тонн, общая дистанция передвижки – 300 метров.
