НАШИ УЧИТЕЛЯ: 1966-1972 ГОДЫ К 90-летию кафедры «Подъемно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

НАШИ УЧИТЕЛЯ: 1966-1972 ГОДЫ  К 90-летию кафедры «Подъемно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
НАШИ УЧИТЕЛЯ: 1966-1972 ГОДЫ

К 90-летию кафедры «Подъемно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Николай Ильич ИВАШКОВ, канд. техн. наук, президент Межрегиональной общественной организации «Подъемно-транспортное научно-техническое общество» (МРОО РОСПТО)

Воспоминания выпускника кафедры 1972 года о своей учебе в МВТУ им. Н.Э. Баумана, педагогах и наставниках, передававших студентам свои знания и глубокую приверженность подъемно-транспортному делу.

Кафедра подъемно-транспортных машин Бауманского училища существовала в моей жизни, кажется, всегда. Мой отец, Илья Ильич Ивашков [1-3], – выпускник кафедры «Подъемно-транспортные сооружения» (так она называлась в годы его учебы) послевоенного 1946 года. Об МВТУ им. Н.Э. Баумана и кафедре я слышал с раннего детства. Как родных, знал имена папиных вузовских педагогов и наставников – Георгия Александровича Николаева [1, 4], Людвига Генриховича Кифера [1, 3, 5, 6], Иосифа Исааковича Абрамовича [1, 3, 7], Николая Васильевича Воробьева [1, 3, 6]. Когда в 1966 году окончил десятый класс, заявление подал на специальность «Подъемно-транспортные машины и оборудование», в то время – кафедра К-4 Конструкторско-механического факультета или, просто, «К» – такое обозначение имел тогда факультет. Годы учебы в МВТУ остались одними из самых памятных в жизни.

С благодарностью вспоминаю своих первых институтских преподавателей: высшей математики – Надежду Николаевну Бурмистрову и Изабеллу Борисовну Клунникову, физики – Ию Николаевну Соколову, начертательной геометрии – Юрия Этумовича Шарикяна, теоретической механики – Людмилу Петровну Орфаницкую и Надежду Николаевну Пилюгину, сопромата – Сергея Петровича Демидова и Евгения Викентьевича Сосновского, деталей машин – Андрея Георгиевича Распопова, ТММ – Владимира Андреевича Суэтина, многих других, которые выстраивали в недавних школьниках фундамент знаний, необходимых для освоения специальных инженерных дисциплин. Занятия в аудиториях чередовались с практической подготовкой в мастерских Училища и на предприятиях Москвы, которая для многих студентов дала первые представления о сварочном, литейном, кузнечном, прокатном деле, различных видах механической обработки материалов и т.п. Подспорьем в учебе, настоящей разрядкой и большим удовольствием для меня были спортивные занятия на кафедре физического воспитания: легкоатлетические и лыжные кроссы, игры до изнеможения в футбол и волейбол на стадионах МВО в Лефортово и «Авангард» в Измайлово.

Татьяна Александровна Никольская

 

В начальный период связь студентов с базовой кафедрой обеспечивалась куратором нашей первой группы (на курсе групп было две) – доцентом кандидатом технических наук Татьяной Александровной Никольской[8]. Выпускница кафедры, в пятидесятые годы прошлого века одна из сильнейших лыжниц страны – трехкратная победительница Всесоюзных вузовских соревнований, Т.А. Никольская во все годы нашей учебы, вплоть до защиты дипломных проектов, оставалась для каждого самым близким на кафедре человеком, заботливым воспитателем и авторитетным наставником. Татьяна Александровна вела и первый наш специальный курс «Грузоподъемные машины» с курсовым проектом. Именно от нее услышал о нормально-замкнутых тормозах и узнал, почему именно их чаще всего применяют в подъемно-транспортной технике. В то время помыслить не мог, что значительная часть моей инженерной биографии будет посвящена исследованию процессов торможения в механизмах кранов, приводах конвейеров и других подъемно-транспортных машин, усовершенствованию конструкций таких тормозов и развитию их производства. В течение многих последних лет, участвуя в заседаниях государственной аттестационной комиссии на кафедре «Подъемно-транспортные системы», видел, что Татьяна Александровна осталась прежней: по-молодому активной и энергичной, принципиальной в оценках и доброжелательной в обсуждении студенческих работ, искренним и душевным человеком. Поздравляя после защиты дипломных проектов питомцев кафедры, она неизменно обращала слова благодарности и уважения к их родителям, для которых успех детей, как правило, – в числе самых важных событий в их жизни. Теперь Т.А. Никольская на заслуженном отдыхе, в 2013 году ей исполнилось девяносто. Многочисленные ученики и коллеги желают Татьяне Александровне доброго здоровья и многих лет в гармонии с близкими ей людьми!

Александров Михаил Павлович. Фотограния с Доски Почета МВТУ им. Н.Э.Баумана, 24 января 1985 г.

В годы учебы нашего курса заведующим кафедрой был профессор доктор технических наук Михаил Павлович Александров [1, 3, 6, 9]. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР М.П. Александров – известный ученый и педагог в области подъемно-транспортного машиностроения, основатель научного направления по исследованию и моделированию процессов трения и изнашивания фрикционных пар тормозных устройств. Результаты его работ по тормозам и тормозным устройствам получили отражение в фундаментальных трудах [10-12]. Им разработаны инженерные методы расчетов тормозов грузоподъемных машин [13], методики их тепловых расчетов, а также расчетов долговечности и надежности. По этой тематике его учениками были защищены два десятка кандидатских и докторских диссертаций. Михаил Павлович – автор более 120 печатных работ и 20 изобретений. Диплом МВТУ, как инженер-механик по подъемно-транспортным машинам, М.П. Александров получил в 1940 году. Тогда же был призван в армию, с первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. В 1943 году после тяжелого ранения и демобилизации в результате инвалидности поступил на работу в ведущий в стране институт подъемно-транспортного машиностроения ВНИИПТМАШ. Научная работа во ВНИИПТМАШ увенчалась в 1947 году ученой степенью кандидата технических наук. Докторскую диссертацию защитил в 1956 году, работая на кафедре «Детали машин» МВТУ. Огромное место в творческой деятельности М.П. Александрова занимала педагогическая работа. Он – автор многих учебников, учебных пособий, атласов конструкций и методических разработок. Многократно издававшийся учебник для вузов «Подъемно-транспортные машины» служил воспитанию нескольких поколений студентов и инженеров. С 1975 года, более четверти века, он руководил созданным по его инициативе научно-методическим советом по образованию в сфере подъемно-транспортной техники (ныне – учебно-методическая комиссия по подъемно-транспортным, строительным, дорожным машинам и оборудованию учебно-методического объединения вузов по университетскому образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов). Благодаря усилиям М.П. Александрова совет стал признанным центром общения ведущих профессоров и преподавателей подъемно-транспортных кафедр СССР, России и СНГ по проблемам организации и проведения научно-исследовательской, учебно-методической и воспитательной работы. Выпускники и сотрудники кафедры вспоминают Михаила Павловича как глубоко образованного и эрудированного профессионала, целеустремленного человека, дававшего всем пример высокой организации труда. Он руководил кафедрой с 1965 по 1988 год и вплоть до ухода из жизни в 2001 году был ее профессором.

Иван Петрович Крутиков

С 1952 до 1965 года кафедрой заведовал тоже ее выпускник профессор доктор технических наук Иван Петрович Крутиков [1, 3, 6], окончивший МВТУ (в то время – Московский механико-машиностроительный институт МММИ) в 1936 году. В период моей учебы Иван Петрович был профессором и вел курс «Экскаваторы и самоходные краны», являясь автором нескольких книг по погрузочной и землеройной технике [14, 15]. Начало его инженерной деятельности связано с ВНИИПТМАШ, в котором он до назначения в 1938 году директором одного из харьковских заводов работал главным конструктором. С началом войны И.П. Крутиков на Карельском фронте в действующей армии. В 1944 году вернулся к работе главного конструктора ВНИИПТМАШ, защитил кандидатскую диссертацию и в 1949 году перешел в штат МВТУ им. Н.Э. Баумана. В 1954 году стал доктором технических наук. Выходец из рабочей семьи, сам в юности рабочий, Иван Петрович обладал обширными знаниями, высокой нравственной культурой и подлинной интеллигентностью. Со своими институтскими товарищами мне довелось несколько лет работать по тематике создания транспортных средств повышенной проходимости на воздушной подушке в Специальном конструкторском бюро общего машиностроения, входившим в состав Студенческого научно-технического общества им. Н.Е. Жуковского. Научным руководителем этого направления был И.П. Крутиков. Нам, студентам-старшекурсникам, Иван Петрович всегда давал почувствовать себя его коллегами, партнерами по общему новому делу. В общении со своими подопечными был демократичен и уважителен, проявляя искренний интерес к нашей работе и ее результатам. Охотно делился имеющейся у него информацией по профессиональным проблемам. Помню, большое впечатление на меня произвели полученные от него материалы комиссии Государственного комитета по науке и технике по проблемам комплексной механизации и автоматизации подъемно-транспортных работ в отраслях народного хозяйства, членом которой он был, содержавшие обзор и оценки существовавшего в стране положения в этой сфере. Запомнилась организованная Иваном Петровичем встреча в институте Гипронииавиапром, в котором разрабатывали тогда аэростатические опоры для перемещения узлов самолетов в сборочных цехах авиазаводов, с главным специалистом по механизации авиационных предприятий СССР Александром Генриховичем Берлинблау [16], хорошо известным И.П. Крутикову по годам совестной учебы в МММИ на кафедре Л.Г. Кифера. Иван Петрович ушел из жизни в 1977 году, много десятилетий назад, но в памяти учеников и коллег он останется еще долго.

 

Анатолий Владимирович Вершинский

Заведующий кафедрой «Подъемно-транспортные системы» профессор доктор технических наук Анатолий Владимирович Вершинский [1, 3, 6] принял руководство у М.П. Александрова в 1988 году и возглавляет кафедру до настоящего времени. Ученик Г.А. Николаева, окончивший МВТУ в 1962 году по специальности «Сварочное производство», он в 1970-71 учебном году читал нам курс «Строительная механика и металлические конструкции», вел проект по этой дисциплине. Его лекции запомнились ясностью изложения, умением надежно удерживать внимание аудитории, в том числе, благодаря хорошему чувству юмора. Содержание предмета, несмотря на известную сложность, усваивалось студентами довольно легко. Молодой обаятельный и, как быстро выяснилось, неженатый доцент надолго завладел вниманием всей женской части студенческого коллектива. За прошедшие четыре с лишним десятилетия А.В. Вершинский стал крупным деятелем подъемно-транспортной машиностроения: известным ученым и педагогом, организатором подготовки специалистов, автором оригинальных трудов в области крановых металлоконструкций [17, 18]. Его вклад в развитие высшей школы отмечен премией Правительства РФ в области образования. На посту председателя учебно-методической комиссии, объединяющей кафедры подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин вузов России, он ведет большую работу по формированию программ профессионального образования, координации научной и педагогической деятельности кафедр, воспитанию современных инженерных кадров. С 1997 года по инициативе А.В. Вершинского при его активном участии проводятся ежегодные Московские межвузовские научно-технические конференции по подъемно-транспортной технике, ставшие представительными и авторитетными международными встречами студентов, аспирантов и молодых ученых по тематике подъемно-транспортных, строительных, дорожных, путевых машин и робототехнических комплексов. Важным является его вклад в организацию и проведение наиболее заметных в последние два десятилетия всероссийских конференций «Подъемно-транспортная техника, внутризаводской транспорт, склады» и выставок «Подъемно-транспортная техника и технологии», составляющих основу Московского подъемно-транспортного форума – главного конгрессного и выставочного мероприятия по этому направлению науки и техники [19]. А.В. Вершинский – вице-президент МРОО РОСПТО, один из инициаторов издания и многолетний член редакционного совета журнала «Подъемно-транспортное дело». Большое внимание он уделяет поддержанию связей кафедры с выпускниками. В нынешний год своего 75-летия Анатолий Владимирович сохраняет завидную работоспособность, много сил отдает улучшению учебного процесса и обновлению лабораторной базы кафедры. Хочется верить, что намеченное им сбудется, пожелать доброго здоровья, творческого долголетия, плодотворной деятельности на избранном пути!

Николай Александрович Лобов

Серьезным испытанием для всех студентов были экзамены по курсам «Динамика подъемно-транспортных машин» и «Основы автоматики и автоматизации производственных процессов», которые вел у нас Николай Александрович Лобов [1]. Глубокий знаток этих достаточно сложных дисциплин доцент кандидат технических наук Н.А. Лобов имел репутацию крупного специалиста, прекрасного преподавателя и бескомпромиссного человека, требовал от каждого студента знания и ясного понимания материала своих предметов. За годы учебы в повестках заседаний кафедры мне не раз доводилось видеть пункт «Заслушивание материалов докторской диссертации доцента Н.А. Лобова», что вполне соответствовало сложившимся представлениям о высоком уровне его квалификации. Однако, как ни удивительно, доктором технических наук и профессором он стал уже в возрасте восьмидесяти лет, защитив диссертацию в 2006 году. За почти 60 лет работы на кафедре лекции по различным курсам вузовской программы Н.А. Лобов прочитал многим поколениям выпускников, подготовил для своих воспитанников около двух десятков учебников и учебных пособий, из которых книга по монтажу и эксплуатации лифтов выдержала 10 изданий. Результаты его научных исследований и разработок получили отражение в монографиях [20, 21], большом количестве других публикаций и изобретений. Умер Николай Александрович в 2011 году. В памяти учеников и коллег он остался как талантливый ученый и педагог.

Курс «Машины непрерывного транспорта», как и курс «Грузоподъемные машины», традиционно считается базовым в системе подготовки специалистов по подъемно-транспортным машинам. Он охватывает множество типов и разновидностей транспортирующего оборудования, используемого для механизации процессов перемещения грузов, практически, во всех отраслях производственной деятельности и коммунальной сфере. Конвейерная техника является едва ли не самой распространенной среди многообразия подъемно-транспортных средств. Свои первые серьезные представления о ней мы получили от

Леонид Николаевич Колобов

Леонида Николаевича Колобова [1], доцента кандидата технических наук, великолепно владевшего своим предметом. Он закончил МВТУ в 1944 году, работал конструктором и главным конструктором СКБ. С 1953 год после защиты диссертации начал преподаватьна кафедре. Обладая обширными знаниями и большим практическим опытом, Л.Н. Колобов успешно использовал их в своей педагогической деятельности. Лектором он был превосходным. В тембре его голоса, манере речи и поведения на лекторской кафедре, выразительной внешности и даже гардеробе, было нечто артистическое, что уже, само по себе, обеспечивало ему устойчивое внимание аудитории. Глубоким и основательным было содержание лекций: они отличались стройностью изложения, четкой расстановкой акцентов на главных положениях, конкретными выводами. Л.Н. Колобов считался одним из лучших лекторов МВТУ. Многие годы спустя старшая дочь Леонида Николаевича – Людмила рассказывала, что к преподавательской работе отец относился очень ответственно, серьезно готовился к чтению каждой лекции, при этом, действительно, немалое внимание, не пренебрегая мелочами – выбором галстука, например, уделял тому, как он будет выглядеть перед аудиторией. До самой кончины, произошедшей внезапно в 1992 году, Л.Н. Колобов продолжал активную научную и педагогическую деятельность, он подготовил 13 кандидатов технических наук. Результаты научного, инженерного и педагогического труда Л.Н. Колобова остались в публикациях, описаниях изобретений, учебно-методических разработках, обобщены в двух изданиях учебника по машинам непрерывного транспорта [22], не потерявшего актуальности и для нынешнего поколения студентов и специалистов.

 

Доцент кандидат технических наук Виктор Семенович Полковников вел курс «Специальные грузоподъемные машины», содержание которого охватывало лифты, подъемники, другие виды подъемного оборудования. Этой технике была посвящена и его инженерная работа, которой В.С. Полковников занимался на протяжении многих лет жизни. В лекциях он с успехом использовал богатый опыт собственной практической деятельности. Всегда обращал внимание будущих специалистов на необходимость твердого освоения основ инженерной

Виктор Семенович Полковников

подготовки, на конкретных примерах показывал неразрывную связь знаний в области прикладной механики и принципов конструирования машин. Он – выпускник кафедры 1940 года. До 1945 года служил в армии, участвовал в боях с Японией в Манчжурии. После демобилизации поступил на работу во ВНИИПТМАШ. Больше сорока лет, с 1954 года, преподавал и вел научную работу на кафедре. С теплым чувством мой отец вспоминал о большой человеческой поддержке, которую получил от Виктора Семеновича в трудное время своей жизни. Дело в том, что в нелегкие послевоенные годы наша семья с двумя маленькими детьми ютилась в крохотной проходной комнатке загородного дома и испытывала обычные для того времени проблемы: перенаселенность и теснота жилища, поиск и заготовка топлива на зиму, единственная водопроводная колонка на улице… И вот, в счастливый предновогодний день 1953 года к отцу, работавшему тогда во ВНИИПТМАШ, подошел его сослуживец, это был Виктор Семенович, протянул ключ: «Илья, выезжаю из институтского дома в Карачарово, иди скорее в местком и проси поселения в мою комнату». Так, благодаря Виктору Семеновичу, мы стали обладателями собственного жилья: целых 9 квадратных метров за дверью в длинном коридоре второго этажа барака ВНИИПТМАШ. Открылась новая страница жизни! Талантливый конструктор и изобретатель, надежный товарищ, скромный и благородный человек, Виктор Семенович ушел из жизни в 1997 году, оставив о себе добрую память в сердцах многих людей.

До поступления в Уральский политехнический институт, окончивший его с отличием, Юрий Петрович Скиба успел поработать на Днепрострое, Магнитке, конструктором на Уралмаше. Доцент кандидат технических наук, преподававший на кафедре с 1952 года, он вел у нас курсы «Основы проектирования транспортировки грузов», «Подвесные канатные дороги и кабельные краны». Глубокое знание Юрием Петровичем своих предметов определялось, наряду с прочим, большим профессиональным опытом работы в Гипромезе – ведущей в СССР организации по проектированию металлургических заводов. Этот опыт он с успехом использовал как в учебном процессе, так и в многолетней работе по созданию средств механизации для транспортировки грузов на предприятиях Москвы и

Юрий Петрович Скиба

Подмосковья. Ю.П. Скиба увлекался поэзией, живописью, под псевдонимом Ю. Ершов публиковал свои стихи. В номере газеты «Бауманец», приуроченном к выпуску инженеров на факультете «К» в 1972 году, был опубликован фотоснимок, сделанный украдкой на лекции моим сокурсником Славой Шурыгиным. По замыслу редакции снимок, по-видимому, должен был символизировать вдохновенный образ студента в процессе овладения вершинами знаний. Фотографию с моим озабоченным лицом и авторучкой в зубах сопровождало стихотворение Юрия Петровича «Перед защитой», начинавшееся словами: «Дописана последняя страница, дочерчены последние листы… Готов диплом, но допоздна не спится на рубеже свершения мечты». Сколько лет прошло! Ю.П. Скиба покинул этот мир в 1998 году, но, уверен, остался в памяти выпускников кафедры разных лет тем же увлеченным, жизнерадостным и добрым человеком, каким его знали в годы своей учебы.

Наши педагоги и наставники стремились передать нам знания и собственную глубокую приверженность подъемно-транспортному делу. Посвятив себя этому делу, они служили ему преданно и беззаветно, став на долгие годы примером для многих своих учеников.

Литература

1. Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 464 с.

2. Илья Ильич Ивашков. К 80-летию со дня рождения // Подъемно-транспортное дело. – 2003. — № 2. – С. 25-26.

3. Подъемно-транспортная техника: словарь-справочник: в 2-х т. Т. 2 / Л.Н. Горбунова, Н.И. Ивашков, А.А. Короткий и др.; ред.: К.Д. Никитин, Л.Н. Горбунова. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 598 с.

4. Алешин Н.П., Павлихин Г.П., Федоров И.Б. Академик Георгий Александрович Николаев. Страницы жизни выдающегося ученого, педагога и организатора высшей школы. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 120 с.

5. Школа и жизнь корифея подъемно-транспортного дела // Подъемно-транспортное дело. – 2004. — № 4. – С. 34-38.

6. Вершинский А.В. Кафедре «Подъемно-транспортные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана – 85 лет // Подъемно-транспортное дело. – 2009. — № 5-6. – С. 2-3.

7. Профессор И.И. Абрамович // Подъемно-транспортное дело. – 2005. — № 1. – С. 31-32.

8. Татьяна Александровна Никольская // Подъемно-транспортное дело. – 2008. — № 4. – С. 40.

9. Ромашко А.М. К 90-летию профессора М.П. Александрова // Подъемно-транспортное дело. – 2006. — № 3. – С. 37-39.

10. Александров М.П. Тормозные устройства в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1965. – 675 с.

11. Александров М.П. Тормоза подъемно-транспортных машин. – М.: Машиностроение, 1976. – 383 с.

12. Тормозные устройства: справочник / М.П. Александров, А.Г. Лысяков, В.Н. Федосеев, М.В. Новожилов; Под общ. ред. А.П. Александрова. – М.: Машиностроение, 1985. – 312 с.

13. РТМ 24.090.19-76. Машины подъемно-транспортные. Тормоза механические. Методы расчета. – Введ. 9.02.1976. – 50 с.

14. Крутиков И.П. Грейферы двухканатного типа: ВНИИПТМАШ: В 2-х кн. Кн. 2. – М.: Машгиз, 1949. – 378 с.

15. Крутиков И.П. Экскаваторы. – М.: Машиностроение, 1964. – 369 с.

16. Старейшина подъемно-транспортного цеха // Подъемно-транспортное дело. – 2005. — № 3. – С. 37-39.

17. Вершинский А.В. Технологичность и несущая способность крановых металлоконструкций. – М.: Машиностроение, 1984. – 167 с.

18. Вершинский А.В., Гохберг М.М., Семенов В.П. Строительная механика и металлические конструкции. – Л.: Машиностроение, 1984. – 231 с.

19. Ивашков Н.И., Вершинский А.В., Сушинский В.А. и др. Бауманский университет принял Московский подъемно-транспортный форум // Подъемно-транспортное дело. – 2010. — № 2. – С. 12-20.

20. Лобов Н.А. Динамика грузоподъемных кранов. – М.: Машиностроение, 1987. – 157 с.

21. Лобов Н.А. Динамика передвижения кранов по рельсовому пути: Учебное пособие. – М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 230 с.

22. Зенков Р.Л., Ивашков И.И., Колобов Л.Н. Машины непрерывного транспорта. – М.: Машиностроение, 1987. – 432 с.

dv_5tmphog9
dv_5tmphog9