Информация абитуриенту о кафедре РК-4 «Подъёмно-транспортные системы»

Специалисты, которых готовит кафедра – одни из самых востребованных в современном мире. Это объясняется тем, что большинство областей деятельности человека связано с технологическим перемещением материальных объектов. Одной из самых распространённых производственных областей является строительство. В строительстве зданий, мостов, заводов, дорог, буровых платформ и многих других сооружений, подъёмно-транспортные комплексы и строительные машины являются основными технологическими средствами. В машиностроении подъёмно-транспортные системы играют ключевую роль в организации производственного процесса. Современные технологии добычи полезных ископаемых невозможны без подъёмно-транспортных машин. В освоении космического пространства подъёмно-транспортные системы используются на всех этапах технологической цепи, от изготовления спутников и ракет на заводах, до монтажа и установки их на стартовом комплексе. На самих искусственных космических объектах, в качестве обязательного технологического оборудования часто используются различные подъёмно-транспортные манипуляторы.

Подъёмно-транспортной техникой пользуются и в повседневной жизни. В частности, лифтами и эскалаторами. Кроме этих машин, облегчающих перемещение людей и грузов в зданиях, существуют инженерные подъёмно-транспортные системы для эксплуатации и ремонта самих зданий. Например, все современные высотные здания оборудуются подъёмно-транспортными системами для поддержания в чистоте и рабочем состоянии наружных стен и окон.

Подъёмно-транспортные машины и системы являются непременным атрибутом индустрии развлечений и отдыха. Съёмки кино и телепередач осуществляются с использованием специальных манипуляторов, кранов, транспортных тележек. Возможно, зрители и не замечают этого во время представления, но все крупные концертные залы, театры оснащаются многочисленными подъёмно-транспортными механизмами сцены. Трудно представить современный горнолыжный курорт без канатных дорог и подъёмников, которые тоже являются подъёмно-транспортными сооружениями.

Множество грузов каждую минуту перемещают по всему земному шару. На всех узловых пунктах воздушных, морских, речных, железнодорожных и автомобильных транспортных магистралей работают подъёмно-транспортные комплексы, обеспечивая разгрузку транспортных средств и перегрузку транспортируемых объектов с одного вида транспорта на другой.

Робототехника, появившаяся в 60-е годы прошлого века, в настоящее время стала одним из ключевых направлений развития подъёмно-транспортных систем. В частности, основным технологическим оборудованием современных автосборочных производств являются робототехнические подъёмно-транспортные сборочные и сварочные комплексы. Выпускники кафедры успешно сотрудничают (и конкурируют) с другими специалистами в разработке мобильных роботов, робототехнических систем для эксплуатации атомных станций, медицинских и реабилитационных робототехнических комплексов, а также других робототехнических систем специального назначения.

Успешную конкурентоспособность на рынке труда выпускникам кафедры обеспечивают несколько факторов. Важнейший из них – это хорошая университетская подготовка в области естественнонаучных и общеинженерных дисциплин. К ним относятся: математика, физика, химия, теоретическая механика, теория механизмов и машин, науки о прогнозировании долговечности и работоспособности машиностроительных конструкций (традиционное название – «сопротивление материалов»), материаловедение, метрология, методы передачи и обработки инженерной информации (информатика, инженерная графика), технология машиностроения, методы конструирования машин, термодинамика, гидравлика, электротехника и электроника, Различные разделы математики студенты специальности, осваивают в течение всех лет обучения. Важным для подготовки хороших специалистов (инженеров), является достаточный срок обучения – почти 6 лет, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Комплекс профессиональных дисциплин, обеспечивает выпускникам возможность работать как в области проектирования и изготовления машин, так и руководить их эксплуатацией. Особенностью подготовки специалистов на кафедре является акцент на обучение методам проектирования машин и, прежде всего, конструированию механизмов машин и несущих конструкций (преимущественно – металлических). Обучение проектированию машин подкрепляется практическими работами, — в каждом семестре студенты должны выполнить и защитить курсовой проект, в виде чертежей машины и соответствующей пояснительной записки. Для профессиональной подготовки специалистов важным является изучение приводов машин: электрических, пневматических, гидравлических. На протяжении нескольких семестров студенты изучают также различные аспекты проектирования и применения современных систем управления для подъёмно-транспортных машин и комплексов. Учебным планом специальности предусмотрено освоение теоретических методов робототехники и методов проектирования механизмов роботов. Обучение проектированию машин с помощью современных программных комплексов не ограничивается умением использовать программные продукты общеинженерного назначения. Студенты кафедры осваивают специализированные программы для имитационного моделирования сложных систем, таких как многономенклатурные складские комплексы и другие автоматические и автоматизированные подъёмно-транспортные системы. Изучение современной экономики и методов организации производства позволяет выпускникам кафедры успешно руководить производственными коллективами.

Методы подготовки специалистов на кафедре отрабатывались и совершенствовались на протяжении более 80 лет. Образовательные программы совершенствуются в соответствии с развитием техники и с учётом сложившихся традиций. Одной из таких традиций является участие студентов в научно-исследовательской работе и в реальном проектировании. На кафедре, с участием студентов впервые создавались системы радиоуправления кранами, специальные подъёмно-транспортные системы для мощных радиолокационных установок различного назначения. Студенты и инженеры кафедры создали первые в стране мобильные роботы, некоторые из которых успешно применялись для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в других чрезвычайных ситуациях. Разработанные с участием студентов концепции создания крупных складских систем реализованы на практике в нашей стране.

Многие выпускники кафедры живут и работают за рубежом, некоторые студенты проходят практику и стажировки в лучших европейских университетах и в известных зарубежных компаниях. Опыт работы за границей выпускников кафедры и студентов подтверждает высокий уровень подготовки специалистов на кафедре «Подъёмно-транспортные системы» МГТУ имени Н.Э. Баумана.